MER: Реформы медицинского образования
MER: Реформы медицинского образования



"Реформы медицинского образования в Кыргызской Республике" (MER) - был инициирован при финансовой поддержке Швейцарского Агентства Развития и Сотрдничества и первоначально усилия проекта были полностью концентрированы на реформе додипломного медицинского образования. С 2013 г. начаты мероприятия по реформированию последипломного и непрерывного медицинского образования.

Период проекта: 2007-2024 (17 лет)

Описание и цель проекта: нацелен на повышение квалификации медицинских работников для оказания качественных услуг, в частности на уровне Первичной медико-санитарной помощи, для удовлетворения медицинских потребностей населения Кыргызстана, как отражено в Программе Правительства Кыргызской Республики по охране здоровья населения и развитию системы здравоохранения на 2019-2030 годы «Здоровый человек - процветающая страна». Повышение качества медицинских услуг, оказываемых медицинскими врачами и медицинскими сестрами, повышение уровня профессиональных компетенций с фокусом на подготовку семейных врачей/ВОП в Кыргызстане при поддержке Швейцарского Бюро по Развитию и Сотрудничеству (SDC). Первые 2 фазы проекта были полностью концентрированы на реформе додипломного медицинского образования, последипломного медицинского образования и непрерывного медицинского образования

Задачи:

- осуществление анализа и обобщения наиболее важных достижений в области медицинского и фармацевтического образования;

- содействие распространению передовых научных знаний и передовых технологий в области медицинского и фармацевтического образования;

- привлечение внимания государственных, общественных и иных организаций, в том числе зарубежных, к приоритетным направлениям медицинского и фармацевтического образования

Финансирующая организация: Швейцарским Управлением по развитию и сотрудничеству (SDC) и технической поддержке Университетских клиник Женевы и Медицинского факультета университета Женевы в сотрудничестве с местным партнером-исполнителем ОО “Инициативы в медицинском образовании”

Исполнитель-грантодержатель: ОО «Инициативы в медицинском образовании»

Результаты проекта:
В рамках проекта был разработан подход, расширяющий возможности местных заинтересованных сторон путем предоставления им необходимых инструментов и ресурсов для осуществления изменений и ставящих их в центр процесса реформ. Ключевыми элементами для всех областей предыдущей фазы были разработка нормативно-правовой базы, необходимой для осуществления реформ, укрепление вовлеченных заинтересованных сторон, особенно за счет повышения роли Профессиональных медицинских ассоциаций. Эти уроки привели к следующим основным достижениям в рамках текущей фазы:

Предыдущие фазы проекта:
1 фаза – 2007-2013 гг. -
реформы на уровне додипломного медицинского образования, направленные на разработку, реорганизацию и внедрение.

2 фаза – 2013-2021 гг. - была направлена на дальнейшее развитие реформ медицинского образования на до-, последипломном непрерывном уровнях, а также на создание основы для реформы сестринского образования.

3 фаза проекта – с сентября 2021 года по 31 августа 2024 года и состоит из 3-х компонентов:
1. Дальнейшее укрепление Профессиональных медицинских ассоциаций как в их роли в медицинском и сестринском образовании, так и в качестве “голосов” медицинских работников в Кыргызстане.
2. Профессиональные медицинские ассоциации также будут играть ключевую роль в создании Независимого центра развития и оценки компетенций, который будет представлять второй компонент. Целью создания этого Центра будет разработка механизмов управления и методов независимой аттестации медицинских работников, а также обеспечение непрерывного медицинского образования.
3. Реформа сестринского образования, начатая в предыдущие годы, будет воплощена в конкретные действия и целевую поддержку медицинских колледжей и клинических центров с целью внедрения пересмотренной учебной программы, приведенной в соответствие с современными профессиональными стандартами и более практичным содержанием.

План работы на 2022год:

-организация семинаров, круглых столов и тренингов для преподавателей ВУЗов, руководителей, практикующих врачей и медицинских сестер ПМСП

Выполненная работа за 2022год:

  1. 19мая 2022г – Финансовая поддержка конференции, посвященной Всемирному дню семейного врача 2022, Конференц Холл КГМА (Кафедра СМПДМО)

Организация семинаров и тренингов:

  1. 30.05.-02.06.22 - «Разработка тестовых заданий множественного выбора» 29.06.-30.06.22 - «Основы стратегического планирования»
  2. 26.09.-27.09.22 - «Успешная разработка проектной заявки»
  3. 16.11.-17.11.22 - «Методология разработки профессионального стандарта»

Организация круглых столов:

  1. 27.04.22. - «Концепция развития профессиональных медицинских ассоциаций в Кыргызской Республике»
  2. 11.11.22 - «Концепция развития профессиональных медицинских ассоциаций в Кыргызской Республике»

ТОТ:

  1. 21 мая 2022года - в  амках Всемирного дня семейного врача 2022года, в сотрудничестве с фондом «Морис» проекта «Инициативы в медицинском образовании» проведен саттелитный мастер-класса.

Координаторы: Туранова Н.А., Сагитова А.Р., Букараева К.Э.

Участники: преподаватели и ассистенты кафедры семейной медицины КГМА, КГМИиПК, КРСУ

  1. 24 марта 2022 года в рамках сотрудничества КГМА им. И.К.Ахунбаева с проектом «Инициативы в медицинском образовании» и швейцарским фондом «Морис» (Женева, Швейцария) в целях повышения уровня знаний и навыков ординаторов, квалификации преподавателей кафедры семейной медицины последипломного образования, а также улучшения имиджа семейной медицины среди ординаторов проведен онлайн мастер класс на тему «Отношения врача и пациента». (Кафедра СМПДМО)

Организаторы мастер класса: Ив Бэйлер(Швейцария), Сыдыкова Салима(Кыргызстан) и ассистент кафедры СМПДМО Сагитова Айдана.

Участниками онлайн мастер класса выступили профессора: Бримкулов Нурлан, Луи Лутан, Тиерри Роша, Иоанна Соммэр, а также ординаторы кафедры СМПДМО первого и второго года обучения.

  1. 29 сентября 2022года – оказана финансовая поддержка межвузовской конференции ординаторов семейной медицины, Актовый зал КГМА(кафедра СМПДМО), также частичная поддержка визита директора проекта (I-II фазы) профессора Луи Лутана в Бишкек.
  2. 12 ноября 2022 - Организована встреча с директором проекта Бруно Лабом(IIIфаза) на кафедре СМПДМО КГМА.

План работы на 2023год:

          Дальнейшее укрепление Профессиональных медицинских ассоциаций как в их роли в медицинском и сестринском образовании, так и в качестве “голосов” медицинских работников в Кыргызстане. Профессиональные медицинские ассоциации также будут играть ключевую роль в создании Независимого центра развития и оценки компетенций, который будет представлять второй компонент. Целью создания этого Центра будет разработка механизмов управления и методов независимой аттестации медицинских работников, а также обеспечение непрерывного медицинского образования.

          Цель этой фазы проекта будет заключаться в том, чтобы “Медицинские работники предоставляли качественные услуги, в частности на уровне первичной медико-санитарной помощи для удовлетворения потребностей населения Кыргызстана в области здравоохранения”.

Для достижения этой цели проект будет сосредоточен на одном результате, а именно: “Компетентные врачи и медсестры повышают эффективность системы здравоохранения за счет сильных и признанных ассоциаций, которые играют ключевую роль в регулировании профессий”.

          Этот проект улучшит целый ряд медицинских и социально-экономических факторов в Кыргызстане. Его цель способствует достижению Целей устойчивого развития (ЦУР), а именно Задача 3.c. “Существенное увеличение финансирования здравоохранения и набор, развитие, обучение и удержание кадров здравоохранения в развивающихся странах, особенно в наименее развитых странах и малых островных развивающихся государствах” будет одним из основных направлений этого проекта.

          Такой подход к укреплению системы с привлечением ключевых заинтересованных сторон является наилучшим активом для обеспечения устойчивости реформы и легкого продолжения процессов после завершения поддержки проекта. С момента начала проекта MER передача знаний и навыков в области управления изменениями и укрепления предоставляемых услуг была главной задачей. Эта фаза проекта будет по-прежнему соответствовать этим принципам, и команда проекта будет стремиться к тому, чтобы профессиональные ассоциации эффективно управляли системой независимой оценки, а новая программа обучения сестринского образования была эффективно реализована в интересах системы здравоохранения Кыргызстана, которая была бы лучше оснащена для удовлетворения потребностей населения в области здравоохранения.